«Игра на грани языка»

В 2016 году отмечается 50-я годовщина Международного дня грамотности, и ЮНЕСКО отмечает этот День под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее». Грамотность в современном мире понимается, прежде всего, как равенство всех в возможности получать образование, как свобода в выборе профессии, работы, стиля жизни. А образование всех – залог стабильного и устойчивого развития общества, обеспечение возможности существования всего разнообразия языков и культур.

Лингвистический час был посвящён тонкостям и сложностям родного языка, приёмам игры и юмора в постижении богатого языкового материала родного слова. На встрече старшеклассники познакомились с юмористическими приёмами в различных жанрах литературы и искусства:

  • в фрагменте фильма «72 метра»;
  • в инсценировке по рассказу А. П. Чехова «Розовый чулок» театральной студии при СахОУНБ «Разные лица», руководитель Оксана Соломина;
  • в рассказе В. М. Шукшина «Микроскоп» в исполнении самодеятельного актёра театральной студии «Чародеи» Николая Анатольевича Лабазова.

После показа дети поразмышляли о приёмах комического в этих произведениях, о языковых юмористических средствах языка.

В заключение участники получили своеобразное самостоятельное задание: найти в предложенном тексте 37 ошибок, победители – получили книжные призы.

На встрече школьники познакомились и с книжной выставкой по занимательному русскому, которая направлена на повышение языковой и коммуникативной грамотности.

Вот некоторые издания с выставки, с которыми можно познакомиться в Зале им. А. П. Чехова:

Азбука в картинках [Изоматериал] : [комплект /сост. Н. Астахова]. - Москва : Белый город :Воскресный день, 2015. - (В помощь учителю) (Галерея русской живописи). – "Азбука" в картинках", составленная с учетом новых требований, поможет детям узнать буквы, расширит их словарный запас. Образная и яркая форма загадок из русского фольклора даст возможность получать новые знания легко и радостно. Они волшебным образом раздвинут границы известного, сформируют потребность в творческом отношении к получению знаний.

Девкин В. Д. Занимательная лексикология: Worthumor/Язык и юмор : Пособие для развлекательного чтения и лингвистического анализа. - Москва : Владос, 1998. - 311 с. : ил. – В книге собраны небольшие рассказы, фельетоны, пародии, диалоги, стихи, карикатуры, построенные так или иначе связанные с юмором и игрой слов. Занимательное чтение для всех возрастов.

Карион (Истомин; иеромонах; 1640-ые гг. - 1717). Букварь [Изоматериал] : [комплект / Карион Истомин ; авт. коммент. Е. Малинина ; сост. Н. Астахова]. - Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. - 38 отд. л. в обл. - (В помощь учителю) (Галерея русской живописи). - Удивительная ретро-книга - букварь иеромонаха Чудова монастыря Кариона Истомина. Высокообразованный человек, он написал много книг, среди которых был учебник по математике, стихи, переводы с греческого языка и пр. Его букварь с картинками стал своего рода открытием в "жанре" учебника и даже сейчас именно так и делается первый учебник для детей. Верный своим нравственным принципам, Карион Истомин рядом с каждой буквой написал поучительный стих, который наставлял детишек, чтобы они знали, как жить по совести. Он готовил детей к тому, чтобы они учились читать тексты духовного содержания - и в книге много слов из религиозной жизни. Чтобы дети ориентировались в жизни, он объяснял своим маленьким читателям слова из жизни повседневной. Словом, книга-открытие, которую интересно читать, рассматривать и узнавать новое.

Лаврова С. А. Занимательная фонетика : [методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям] / Светлана Лаврова. - Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. - 111, [1] с. – (Моя первая книга). – Детская занимательная (для многих возрастов) книга об основах фонетики: о звуках языка, о строении речевого аппарата, об ударении, о стихотворных размерах, звукописи и многом другом. Книга богато иллюстрирована, каждая иллюстрация (картина художника, схема или фотография) имеет необходимый комментарий, – она призвана пробудить у детей интерес к филологии и поэзии.

Лаврова С.А. Приключения фразеологических оборотов, или Как рукой сняло, Вешать лапшу на уши, Ушло сердце в пятки, Нашла коса на камень, Держать нос по ветру : [методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям] / Светлана Лаврова; [сост. Н. Астахова]. - Москва : Белый город : Воскресный день, 2014. - 127, [1] с. - (Моя первая книга). – Из книги можно узнать, как образовались фразеологизмы, как, преодолев толщу времени, попали в современный русский язык, как они делают речь ярче и колоритнее. Книга оформлена картинами русских художников, в том числе и современных.

Левонтина, Ирина Б. Русский со словарем / Ирина Левонтина. - Москва : Азбуковник, 2010. - 364 с. : ил., портр. – Книга лингвиста Ирины Левонтиной состоит из небольших эссе, посвященных новым явлениям в русском языке, речи представителей разных поколений и социальных слоев, забавным случаям, связанным с поговорками политиков, «перлам» языка рекламы, – словом, живой жизни современного русского языка.

Пасхалов А. П. Удивительная этимология / А. П. Пасхалов. - Москва : ЭНАС, 2010. - 170, [2] с. : ил. - (О чем умолчали учебники). – О происхождении и значении собственных имён: личных, мифологических, географических – и многих нарицательных.