Приглашаем на лингвистический час по проекту «Нескучный русский»

Предыдущие занятия: «Значение и смысл слова: методы анализа текста» и «Эмоционально-оценочная лексика как средство передачи идеи текста» – очень заинтересовали как школьников, так и взрослых участников. Эти темы являются экзаменационными вопросами ЕГЭ, поэтому кроме интереса к русскому языку и получения новых знаний, занятия являются и подготовкой к экзаменам. Занятия проводятся в виде беседы, диалога тем более что такой подход к изучению родного языка развивает коммуникативные способности: учащиеся общаются, формулируют свои мысли, решают логические и стилистические задачи текста. Для лингвистического анализа преподаватель берёт произведения современной литературы, где не замалчиваются проблемы и трудности взросления и противоречия современной действительности, например, рассказы Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» или Сергея Шаргунова «Жук». Определяя основные вопросы анализа литературного произведения, участникам приходится одновременно делать и нравственный выбор, вставая на ту или иную позицию героев.

Занятия проходят неизменно в творческой доброжелательной обстановке.

Библиотека, со своей стороны, показывает новые поступления литературы для школьников и педагогов, знакомит с библиотечными возможностями и услугами, проводит краткие обзоры тематических лингвистических выставок: ко Дню родного языка, Дню православной книги. В частности, на этом занятии была предложена выставка новых поступлений по русской филологии «Занимательный русский». Отобранные книги помогут не только анализировать и понимать литературу, но и дадут уроки по созданию собственных текстов, что определяется современной наукой как основное качество человека разумного.

Приводим описание некоторых изданий:

Вольф Ю. Литературный мастер-класс : учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов / Юрген Вольф ; пер. с англ. Александра Коробейникова. – 2-е изд.. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 343 с. : ил., портр.

Эта книга – уникальная возможность научиться литературному мастерству у самых известных и признанных во всем мире писателей. Их советы, тщательно подобранные в этой книге, вдохновят вас на творчество, а продуманные упражнения помогут отточить писательские навыки. Вы узнаете не только о разнообразных литературных приемах и методах, но и о сути писательского ремесла: о трудностях, которые связаны с этой профессией, о стиле писательской жизни, а также о перспективах литератора в современном мире.

Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D (DVD) / Максим Кронгауз. – Москва : Corpus : Астрель, 2013. – 478, [1] с., [8] л. ил., портр., цв. ил.. – (Corpus).

Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним. Кто не любит порассуждать о порче языка идаже о его гибели? Максим Кронгауз – филолог, лингвист, интересующийся современными процессами в языке. Книга М. Кронгауза – полноценное научно-популярное исследование происходящих в языке изменений. Связаны они во многом со спецификой интернет-общения. Автор уделяет внимание современному сленгу, вечным смайликам и многим другим интересным явлениям.

Кэмерон Д. Право писать : приглашение и приобщение к писательской жизни : [ваша творческая мастерская] / Джулия Кэмерон; [пер. с англ. Дарьи Сиромахи]. – Москва : Livebook, 2015. – 301, [2] с. – (Ваша творческая мастерская).

Для всех пишущих эта книга станет незаменимым советчиком, расскажет про то, как найти в себе слова, завоевать их доверие и выразить на бумаге любые образы, события и чувства. Неважно, хотите ли вы написать главный роман этого века или ведёте личный дневник о событиях дня, эта книга раскроет творческие способности в любом человеке.

Макки Р. История на миллион долларов : мастер-класс для сценаристов, писателей и не только : [учебник] / Роберт Макки; пер. с англ.: [Елена Виноградова]. – 3-е изд. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2011. – 455 с. : ил.

Рассказывать истории приходится людям разных профессий – не только писателям и сценаристам. Но как рассказать интересно или сочинить историю. Автор предлагает создать драматургическую структуру: выбрать героя, среди событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий и довести дело до кризиса, а затем либо победа, либо…поражение – каждый волен выбирать свой финал.

Сухих И. Н. Русская литература для всех. : от Блока до Бродского / И. Н. Сухих. – Санкт-Петербург : Лениздат : Команда А, 2013. – 729, [1] с. : портр.. – (Классное чтение!). – (Классика).

«Русская литература для всех. Классное чтение!» – это увлекательный рассказ об авторах и их произведениях. Это книга для тех, кто хочет ближе познакомиться с феноменом русской литературы, понять, что она значит в нашей жизни, почувствовать, какое влияние она оказывает на каждого из нас, и убедиться в том, что без нее мы были бы совершенно другие. Эту книгу могут читать родители вместе с детьми и дети вместе с родителями, а также каждый по отдельности.