«Создатель двух театров»

«Он открывал новое время как новую пьесу».
Инна Соловьева, искусствовед

Весь мир знает имя К. Станиславского. Немирович-Данченко всегда находится в тени, на втором плане. Выставка отдела искусств «Создатель двух театров» посвящена личности и творчеству В. И. Немировича-Данченко, чье творчество совпадает с торжеством постреализма в культуре XX века и расцветом века Театра. 

На выставке представлены книги, а также аудио- и видеозаписи спектаклей МХТ, где В. И. Немирович-Данченко раскрывается как режиссер и соавтор К. Станиславского в основании МХТ, а также, менее известный факт, как режиссер музыкального театра. В Музыкальной студии, организованной при Художественном театре, Владимир Иванович поставил "Дочь Анго" Лекока, "Периколу" и "Прекрасную Елену" Оффенбаха. Смелыми находками отличались его интерпретации спектаклей: "Карменсита и Солдат" (по "Кармен" Бизе), "Девушка из предместья" (по опере "Короткая жизнь" М. де Фальи), "Травиата" Верди. Под его руководством ставились новые произведения – "Северный ветер" Л. Книппера, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича, "Тихий Дон" К. Дзержинского. К заслугам В. Немировича-Данченко принадлежит создание либретто для оперы С. Рахманинова "Алеко" по пушкинским "Цыганам".

Удивляет в личности Немировича-Данченко и качества, как бы сейчас сказали, продюсера. Он был человеком действия и результата, прекрасно понимал расстановку политических сил и ориентировался в политической конъюнктуре, умел добиваться своего. В свое время драматург Александр Гладков поразился, какое важное место в словаре Немировича-Данченко занимало само понятие «успеха». Не было в театре лучшего хозяина, организатора, врача, психолога. Гений Немировича – все в Театре объединять в гармонии, воспринимать всю его конструкцию в целом.

На выставке можно познакомиться с Немировичем-Данченко и как писателем, а также взять книги другого Немировича – брата Владимира Ивановича – Василия, который оставил для потомков исторические романы.

Немирович-Данченко В. И. Пьесы. – Москва : Искусство, 1962. – 546 с.
Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. – Москва : Правда, 1989. – 276 с.
Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942. – Москва : ВТО, 1980. – 375 с.
Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера : хрестоматия. – Москва : Искусство, 1984. – 623 с.

Бертенсон С.Л. В Холливуде с В. И. Немировичем-Данченко (1926-1927). – [Б. м.] : [Б. и.], 1964. – 172 с.
Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. – [В 3 т.]. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1997.
Румянцев П. И. Станиславский и опера. – Москва : Искусство, 1969. – 493 с., [25] л. ил.
Смелянский А. Уходящая натура. Голос из нулевых. – Москва : АСТ. – 2013. – 608 с., [144] л. ил.

Рахманинов С. Алеко : Опера в 1 д. / Либретто В. И. Немировича-Данченко ; Исполн.: солисты, хор и орк. В Р. дир. Н .Голованов. - М. : Мелодия, [Б. г.].
Толстой Л. Н. Анна Каренина : Спектакль МХАТа СССР / Композиция Н. Волкова ; Постановщик В. Немирович-Данченко ; Исполняют артисты театра. - Москва : Мелодия, (Б. г.).
Чехов А. П. Три сестры : радиоспектакль МХАТ им. М. Горького : запись 1947 г. / А. П. Чехов ; пост. В. Немировича-Данченко ; исполн.: В. Станицын, А. Георгиевская, А. Тарасова [и др.]. - Москва : Эксмо-сидиком : Гостелерадиофонд, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2ч. 20 мин.).