Виртуальная методическая служба

Добро пожаловать в раздел «Виртуальная методическая служба»!

Виртуальная методическая служба создана с целью оперативной консультативной помощи библиотекам и иным организациям, предоставляющим общедоступные библиотечные услуги населению.

Виртуальные методические консультации направлены на максимально оперативное и полное удовлетворение информационных запросов от профессионалов библиотечной деятельности, которые прошли процесс регистрации в качестве пользователей виртуальной методической службы. Услуги виртуальной методической службы предоставляются бесплатно.

Ресурсная база:

При выполнении запросов используется традиционный справочно-поисковый аппарат библиотеки, электронный каталог СахОУНБ, ресурсы Интернета, а также методические материалы и приобретаемые по подписке библиографические и полнотекстовые БД.

Правила, режим работы и сроки выполнения запросов:

Виртуальная методическая служба не рассматривает запросы:

- выходящие за рамки компетенции специалистов СахОУНБ;

- сформулированные некорректно;

- связанные с предоставлением готовых рефератов, курсовых, дипломных работ и т.п.;

- развлекательного характера (решение кроссвордов, ответы на вопросы викторин, интеллектуальных игр и т.п.);

- связанные с предоставлением информации коммерческого характера.

Вы можете обратиться в информационно-библиографический отдел и оформить заказ на платной основе (раздел сайта СахОУНБ Информационно-консультационные услуги).

Ограничения:

- от одного пользователя принимается неограниченное число запросов;

- если в Вашем письме несколько вопросов, ответ будет выслан на первый из них (остальные – в порядке, указанном в вашем письме);

- не принимаются заявки на предоставление полного текста документа.

Или

Вы можете получить консультацию по Skype (nmolibsakh452550) с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00 (UTC+7.00)

Форма для отправки сообщения

Изображение CAPTCHA для предотвращения спама Если слово непонятно, нажмите здесь..
Записи с 1 по 10 из 10

Жанна (МБУ "Охинская ЦБС"), 19.11.2016

В нашей библиотеке уже несколько лет есть стеллаж с неучтенными книгами, с которого любой посетитель может взять книгу домой насовсем или принести и поставить свою. Эта форма работы востребована нашими читателями. А как называется эта форма? Как учитывать и планировать работу? Это не "Буккроссинг", не выставка, не акция. А Что Это?

Здравствуйте, Жанна! Вы правы. Это не буккроссинг. «Буккроссинг» – в дословном переводе с английского значит «книговорот», «освободите книги» (бук – «книга», кроссинг – «переход», «переезд», «передача»). Буккроссинг – интернет-игра, основной принцип которой – «Прочитал – отдай другому». По условиям игры книгу сначала регистрируют на специальном сайте, а затем оставляют в людном месте, то есть «отпускают» и «ловят» книги. Нашедший книгу и взявший её себе регистрирует свою находку на этом же сайте. Девиз буккроссинга – «Превратим весь мир в библиотеку». Многие библиотеки России принимают участие в буккроссинге, используя различные вариации этой игры. Суть её в том, чтобы передать хорошую или просто прочитанную книгу другому. Так во многих библиотеках появляются «свободные полки», на которые каждый может поставить свою книгу или взять с них понравившуюся книгу себе.
Форма работы, которая используется в Вашей библиотеке, – это книжный фримаркет. Слово «фримаркет» переводится как «свободный рынок». В назначенный день участники приносят уже ненужные им книги, чтобы отдать их бесплатно, а взамен выбрать понравившуюся книгу. Посетители оставляют прочитанные книги (любого жанра и года выпуска) и выбирают заинтересовавшую их литературу. Тот, кто не приносит ни одного издания, также сможет взять любые из представленных. Существует только одно правило: на фримаркет не должны попасть книги, на которые распространяются ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Книжный «фримаркет» – это не только новая жизнь уже прочитанных книг, это ещё один современный формат организации досуга, который  является способом продвижения книги и чтения. Библиотекари должны постараться создать такую атмосферу, чтобы читатели знали, что есть место, где можно почитать, поговорить о книгах, посмотреть и обсудить интересный фильм, заняться творчеством. Недостаточно иметь для этого только свободный стеллаж с книгами. В план работы библиотеки необходимо включить проведение книжного фримаркета, состоящего из нескольких этапов: литературной викторины, обзора книг современной литературы, рассказа о рейтинге самых читаемых новинок или дискуссии о самых читаемых книгах, экскурсии по библиотеке и так далее. Желательно, чтобы работа по подготовке мероприятия строилась с учётом возрастных категорий пользователей: для молодёжи, для школьников, для людей старшего поколения.
С уважением, гл. библиотекарь ООМНИР СахОУНБ Т.А. Козюра

 

Оксана (МБУ АС ЦБС), 01.06.2016

Здравствуйте, коллеги! Подскажите, пожалуйста, в какой отдел отнести книги по истории моды (история одежды, головных уборов, обуви и т. п.)? Заранее, спасибо

Здравствуйте, Оксана!
В ББК раньше книги по истории моды отражались в истории швейного производства под индексом 37.24-2г. В настоящее время принято решение отражать подобные книги в истории костюма под индексом 85.126 (для массовых библиотек) и 85. 126.6 (по средним таблицам). Здесь же отражается литература о знаменитых кутюрье (Шанель и др.), модельерах, истории  высокой моды. При наличии достаточного количества литературы в массовых библиотеках можно использовать индекс средних таблиц 85.126.6 Костюм.
Примечание: в этом разделе собирается также литература об отдельных частях костюма: о веерах, головных уборах, зонтиках, обуви, регалиях, аксессуарах, украшениях и др. Но литература по рукоделию отражается под индексом 37.248.
С уважением, главный библиотекарь отдела формирования, управления фондами и каталогизации СахОУНБ Хлусович Татьяна Борисовна.

 

Оксана (МБУ АС ЦБС), 16.05.2016

Здравствуйте, коллеги. Существует ли норматив на количество отказов пользователям, после которого запрашиваемое издание желательно приобрести в фонд библиотеки? Заранее, спасибо.

Здравствуйте, Оксана!
Нормативов на количество отказов пользователям с целью дальнейшего докомплектования фонда не существует. Такое решение можно принять в библиотеке на методическом совете, совете при директоре (например, до 3-х отказов). Целесообразно изучать каждый отказ на издание – причину, тему и актуальность запроса, год издания документа и другое. В соответствии с результатами принимать решение о докомплектовании фонда или о заказе через МБА.
С уважением, главный хранитель фондов СахОУНБ Волкова М. В.

 

Наталья (МБУ АС ЦБС), 10.02.2016

В новой форме 6-нк пользователи 14 лет учитываются как дети, раньше эту категорию пользователей относили к юношеству.
Может ли Центральная библиотека обслуживать эту категорию читателей и учитывать их как дети?

Здравствуйте, Наталья!
В соответствии с пунктом 2.1. Правил пользования библиотеками, входящими в состав «Александровск-Сахалинской ЦБС», (Правила размещены на сайте Вашей ЦБС) «…пользователем Библиотеки может быть … любое физическое лицо независимо от пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. … Несовершеннолетний в возрасте до 14 лет записывается в Библиотеку его законными представителями (родителями; лицом, под опекой  которого он состоит) на основании письменного поручительства». 
После получения паспорта в 14 лет ребёнок вправе самостоятельно записаться в Вашу библиотеку и пользоваться её услугами.
В связи с тем, что в 2017 году центральной библиотеке предстоит заполнять форму федерального статистического наблюдения № 6-НК, утверждённую Приказом Росстата от  30.12.2015 № 671, учет в дневнике работы в течение 2016 года необходимо вести по возрастным категориям, определённым новой формой. Следуя Указаниям по заполнению формы 6-нк, пользователи до 14 лет включительно учитываются как дети, а пользователи с 15 до 30 лет – как молодёжь.
С уважением, гл. библиотекарь ООМНИР СахОУНБ Т.А. Козюра

 

Ирина (МКУК ТЦМБ), 27.11.2015

Здравствуйте, коллеги! Не подскажете где найти нормы времени на анкетирование и обработку одной анкеты? В типовых отраслевых нормах труда расчет дается по авторским листам, а это не применимо при обработке анкет поштучно. Спасибо

Здравствуйте, Ирина!
В ГБУК СахОУНБ на проведение исследовательской работы применяются нормы времени, разработанные на основе «Типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках» (Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2477).
Единицей измерения объёма информации, полученной и обрабатываемой в ходе исследований, считается один авторский лист. В связи с тем, что объём анкет может быть различным, невозможно установить норму времени на обработку одной анкеты.
С уважением гл. библиотекарь ООМНИР Т.А. Козюра

 

Виктория Мунировна Созинова (), 19.10.2015

Добрый день, уважаемые коллеги!
Приказом Минкультуры России от 09.12.2014 N 2115 (ред. от 03.07.2015) "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности"  показатели качества определены только для государственных услуг. Необходимо ли  при разработке  ведомственного перечня для муниципальных библиотек определять показатели качества для государственных работ и как их определить? Спасибо огромное заранее. Созинова.

Уважаемая Виктория Мунировна!
Муниципальное задание ЦБС утверждается администрацией муниципального образования и устанавливает показатели, характеризующие качество и объем (содержание) муниципальной услуги, а также порядок ее оказания (выполнения). 
При разработке государственного (муниципального) задания определяются показатели качества государственных (муниципальных) услуг.
Показателями, характеризующими качество государственной услуги по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки могут быть:
- Динамика количества посещений по сравнению с предыдущим годом.
- Динамика количества обращений в библиотеку удаленных пользователей.
- Соответствие среднего времени ожидания выполнения заявки/запроса при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, заданным параметрам/ контрольным значениям/ среднему расчетному времени ожидания выполнения заявки/запроса в данной библиотеке
- Доля пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки, от общего числа зарегистрированных пользователей/от общего числа опрошенных пользователей (если 25 – 30 % всех пользователей выражают полную удовлетворенность качеством услуги, то эти показатели считаются весьма благоприятными с точки зрения стандартов качества; такой подход закреплен в мировой практике)
- Доля (%) удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов и т.д.
За образец можно взять расчёт показателей, характеризующих качество муниципальных услуг МБУ ЦБС г. Барнаула. Он размещён на сайте ЦБС http://citylib-barnaul.ru/munic2013/municzipalnoe-zadanie291212
Рекомендуем обратиться к документам:
1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)
2. Постановление Правительства Сахалинской области от 11 сентября 2014 г. N 444 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений сахалинской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»;
С наилучшими пожеланиями  гл. библиотекарь ООМНИР Т. А. Козюра

 

Чупрова Наталья (Центральная районная библиотека им. М. С. Мицуля), 09.10.2015

Добрый день, нужна информация по составлению технологических карт по библиотечным процессам, с примерами

Уважаемая Наталья!
Технологическая карта на цикл или процессы библиотечной работы является основным документом в управлении библиотечными технологиями. Именно в ней сочетаются перечень технологических и операций и определение затрат времени на их выполнение. В зависимости от уровня организации и объема работы технологическая карта может быть простой и сложной формы с меньшей или большей формой детализации.
Процесс разработки технологической карты включает:
- детальное изучение существующих регламентирующих документов (инструкций, положений, технологических схем и т. п., определяющих технологию выполнения тех или иных библиотечных работ), а также опыта их выполнения в различных библиотеках;
- разработку проекта технологической карты – составление подробного перечня операций с их максимальной детализацией, определение последовательности их выполнения и затрат времени на каждую операцию (норм);
- проверку в практической деятельности и корректировку при необходимости, разработанной технологической карты.
Непременным условием эффективного использования технологических карт является комплексный, системный подход к их разработке и внедрению. Существование лишь карт-фрагментов технологического цикла ничего не дает для общей оптимизации технологии. Положительные результаты, достигнутые благодаря совершенствованию отдельных процессов, снижаются из-за недочетов, которые остались на других участках работы. Именно поэтому оптимизация библиотечной технологии должна охватывать все направления деятельности библиотеки, все многообразие библиотечных циклов и процессов.
Разработка и внедрение технологических карт позволяет объединить фиксированные методические решения, технологию выполнения и нормы. Наличие карт облегчает достижение взаимозаменяемости сотрудников, а также введение нового сотрудника в новую для него технологию.
При составлении карты используется типовая форма (см. приложение*). Все изменения в технологии операций необходимо отражать на карте. Технологические карты подписываются составителем и утверждаются руководителем подразделения (организации).
В работе над составлением технологических карт рекомендуем использовать пособие Пилко, И.С. Технологические процессы в библиотечной работе : учеб.-метод. пособие /И.С. Пилко. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005 . – 176 с. – (Библиотекарь и время, XXI век : [в 100 вып.] / Отв. ред. О.Р. Бородин ; Вып. 26) . - Библиогр.: с. 136-139. - Прил.: с. 140-172.
В книге представлена технологическая модель библиотеки. Рассмотрены функции технологической службы библиотеки, ее документационное обеспечение, дана оценка эффективности функционирования библиотеки как технологической системы. Изложение дополнено образцами регламентирующих документов, описанием практического опыта библиотек.
Документ находится в фонде ООМНИР СахОУНБ. Заказ можно оформить по МБА.
С наилучшими пожеланиями, гл. библиотекарь ООМНИР СахОУНБ Козюра Т.А.
*Скачать примеры технологической карты Вы можете, перейдя по ссылке http://libsakh.ru/books/files/Fragment_karty_Prilozhenie.docx

 

Галина Рекрут (МБУ "Корсаковская ЦБС"), 29.09.2015

Просим дать подробную консультацию: каким образом мы можем подключиться к НЭБ? Благодарим за помощь

Для подключения библиотеки к ресурсам и услугам Национальной электронной библиотеки необходимо:
1. Зарегистрироваться на сайте проекта. Зарегистрироваться можно по ссылке: http://libip.rsl.ru/index.php?r=user%2Fcreate
2. Заполнить анкету в личном кабинете. В личном кабинете нужно заполнить две части анкеты: «Данные об организации» (для заключения договора) и «Технические данные» (для оформления договора и подключения к системе НЭБ).
В данных об организации нужно указать: наименование организации, руководителя организации, реквизиты, юридический адрес, почтовый адрес и контактные данные.
В технических данных нужно указать: контактные данные лица, осуществляющего техническую поддержку; данные о подключении – наличие постоянного подключения к сети Интернет; адрес сайта, если есть; IP адрес или диапазон IP адресов. IP адреса можно уточнить у вашего провайдера интернета.
По итогам рассмотрения заявки и по вопросам заключения договора с вами свяжутся дополнительно. На указанный электронный адрес будут высланы подтверждающее сообщение и документы, необходимые для юридического оформления статуса вашей библиотеки в качестве абонента НЭБ.
Минимальные технические требования для взаимодействия с НЭБ:
- Операционная система: ОС семейства Microsoft Windows XP и более поздние версии;
- Браузер: Mozilla Firefox версии 3.5.5 и выше, Internet Explorer 8 и выше, Google Chrome v. 9 и выше, Apple Safari v. 5 и выше;
- Flash Player: Adobe Flash Player версии 10.0. и выше.
Для дополнительной информации можно обратится на официальный сайт Российской государственной библиотеки в раздел «Проект "Национальная электронная библиотека"» http://www.rsl.ru/ru/s410/nel
С уважением, ведущий методист ООМНИР Сон Чун Ок.

 

Виктория (Южно-Курильская центральная библиотека), 22.09.2015

Не секрет, что требования к профессионализму библиотекарей возрастают. Возникает необходимость аттестации сотрудников.Подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть перечень вопросов для проведения аттестации. Спасибо.

Добрый день, Виктория!
Ниже приведены типовые вопросы для аттестации. Список можно дополнять и расширять.
Справочно-информационные материалы по проведению аттестации вы можете посмотреть в «Деловом блокноте библиотекаря», Вып.8, 2005 г.
Основной список нормативно-правовых документов в области библиотечного дела в Российской Федерации и Сахалинской области для подготовки к проведению аттестации сотрудника вы можете посмотреть в разделе «Специалистам. Нормативно-правовые акты».
Примерные вопросы для аттестации заведующего отделом/филиалом
1. Приоритетные направления региональной культурной политики. Роль и место Библиотеки в культурной жизни района.
2. Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность библиотеки.
3. Основные документы, регулирующие работу структурного подразделения.
4. Какие нормативные и технологические документы были разработаны в вашем структурном подразделении за последний год.
5. Противодействие коррупции. Ответственность за коррупционные правонарушения, меры по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях культуры.
6. Персональные данные. Порядок действий по защите персональных данных в библиотеке.
7. Как осуществляется получение, обработка и хранение персональных данных в библиотеке?
8. Работа библиотеки с «Федеральным списком экстремистских материалов».
9. Планирование работы. Виды планов. Годовой план и его структура.
10. Учет работы библиотеки. Основные учетные документы и их ведение.
11. Отчетность. Виды отчетов. Информационный анализ деятельности.
12. Электронные базы данных как источник выполнения запросов читателей.
13. Непрерывное библиотечное образование. Как работаете над повышением своей квалификации, профессиональной компетентности. Самообразование.
14. Профессиональные периодические издания.
15. Профессиональные интернет-ресурсы (сайты, блоги), Какие знаете, используете в работе?
16. Организация фонда виды его расстановки.
17. Механизм записи читателя. Категории читателей.
Примерные вопросы для аттестации ведущего библиотекаря, библиографа, библиотекаря I, II категории.
1. Основные законы и нормативно-правовые акты РФ в области библиотечного дела.
2. Государственная стандартизация. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).
3. Документы, определяющие вашу деятельность (должностная инструкция, положения, правила).
4. Формы и методы аналитической деятельности.
5. Понятие «Библиотечный фонд». Виды расстановки библиотечного фонда.
6. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
7. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.
8. Понятие «Библиографическая справка». Виды библиографических справок.
9. Библиографические базы данных и картотеки (в том числе электронные). Понятие.
10. Электронные базы данных как источник выполнения запросов читателей.
11. Библиографический обзор. Виды. Методика составления.
12. Понятие МБА, ВБА. Каким образом эта деятельность осуществляется в вашем отделе?
13. Выставочная деятельность библиотеки. Виды выставок.
14. Методика библиотечной работы. Подготовка массового мероприятия.
15. Механизм записи читателя в единую регистрационную картотеку.
16. Процесс выдачи и приема документов с использованием программы OPAC GLOBAL.
17. Выполнение читательских запросов. Работа с определенными группами читателей.
18. Меры по сохранности библиотечного фонда. 
19. Использование современных технологий в библиотечной работе.
20. Персональные данные. Порядок действий по защите персональных данных в библиотеке.
С уважением, и.о. заведующего отделом ОМНИР Ускова Д.А.

 

Ольга (Быковская сельская библиотека), 28.07.2015

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли печатать список используемой литературы при оформлении буклета?

Уважаемая Ольга!
Буклет – категория печатной продукции, которая не определяется конкретным видом, но имеет общую характеристику, многополосность (печатная полоса – страница с размещенной на ней информацией, лифлет с 1 сгибом является 4 полосным изданием). Буклет делится на такие категории как: каталог, книга, журнал, брошюра и лифлет. В форме буклета издаются краткие путеводители, рекламы, программы, листовки и т.д.  
Суть буклета состоит в том, чтобы при минимальной площади вместить максимум информации. Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, важному событию, юбилею писателя, книги, культурному центру, региону, где находится библиотека и т.д. В зависимости от того, какой жанр буклета будет выбран, определяется наличие  списка рекомендуемой литературы. Список использованной литературы в буклетах никогда не публикуется.
С наилучшими пожеланиями, гл. библиотекарь ООМНИР Т.А. Козюра