Областное литературное объединение «Лира» при Центре чтения СахОУНБ

Областное литературное объединение «Лира» работает с 1997 года и имеет своей целью литературное воспитание и творческую учебу начинающих авторов, развитие их творческих способностей, помощь в осуществлении публикаций, издании первых книг. Особое внимание уделяется учащимся училищ, лицеев, школ, гимназий, студентам, имеющим литературные способности. Содержание семинарских занятий включает в себя теоретическую часть, пополняющую общие литературные знания, и творческую, развивающую литературные способности. Задачей теоретической части является усвоение знаний по основам литературоведения, формирование собственных суждений и взглядов по вопросам литературы, воспитание литературного вкуса. Задачи практической части – дать навыки редакторской и рецензионной работы в ходе обсуждения рукописей или отдельных произведений участников литературного объединения, развить литературную технику посредством творческих упражнений, освоить методы подготовки к публикациям своих произведений, привить навыки авторской декламации.

Общий состав литературного объединения подвижен, нет возрастных ограничений, поскольку очень важно, чтобы литературное объединение было своеобразным «творческим котлом», где рядом с преподавателем университета сидит школьник, рядом с юным автором – человек, умудрённый жизненным, а подчас и литературным опытом.

Умение владеть словом, вовлечь его в яркий языковой контекст, увидеть в нем оттенки смысла и оригинальное звучание – способность не только врожденная, но и приобретаемая в результате развития интеллектуальных способностей, психолого-педагогической адаптации человека, согласно интересующей его сфере деятельности. В кругу «единомышленников» начинающий автор чувствует себя гораздо защищеннее, нежели в кругу людей, далеких от творческой деятельности. Соответственно в подобном окружении человек быстрее идет на контакт, готов раскрыться и поделиться собственными творческими находками. «Изобретая велосипед», мы часто приходим к возможным оригинальным решениям, поскольку со временем среди участников появляется и чувство здоровой соревновательности.

Невозможно за несколько занятий научиться понимать литературу и стать писателем. Видимо, это, а также информационная насыщенность занятий служат залогом относительно стабильного уровня посещаемости занятий. Наша совместная задача – окунуться в мир литературы. Исходя из того, какой контекст будет задан, можно спрограммировать и результат. Участники объединения нередко сами формируют тематический план занятий, поскольку спектр интересов расширяется, и с «материка» классической литературы, о которой, как нам кажется, уже все известно, возникает желание и «попробовать» что-то новое. Например, очевиден интерес к современной литературе. Причем литература эта также воспринимается в охвате всех динамических процессов, которые происходят в ней на сегодняшний день. В чем это выражается? В читательских предпочтениях. Актуальны споры по поводу литературной принадлежности фантастики, экспериментирование с различными жанрами, стилевыми особенностями современных «классиков». Присутствует интерес к современным сахалинским авторам.

Одна из задач, которые мы ставим перед собой – оставаться не камерной структурой для избранных, а открытым для общения и творческого диалога с любой читательской аудиторией литературным объединением с признаками учебной студии. Публикация произведений молодых авторов – важнейший аспект нашей совместной работы, поскольку, только увидев себя «со стороны», автор может развиваться дальше, зафиксировать самостоятельно уровень собственного роста, учесть недочёты и возможные ошибки, зрение на которые обостряется в связи с их публичным звучанием, чтением, акцентологической ситуацией, когда автор способен слышать самого себя.

Для того, чтобы участник литературного объединения мог достичь подобных результатов, необходимо тактично объяснять ему, что творчество начинается не с «рубки леса» и сбрасывания классиков «с парохода современности», а с умения читать, слушать, анализировать, учиться. Далее участник должен стать включенным в понятие «литература» в различных ее контекстуальных особенностях: областная, российская, мировая, современная, школьная, личная, программная. Он должен ясно представлять, что такое литературный процесс. Насколько он зависит от хода истории и может ли он от него зависеть. Это важно, поскольку подобная постановка вопроса формирует, прежде всего, уровень независимости суждений и самоопределения участников литературного объединения.

На одном из недавних съездов Союза писателей России писатель Валентин Григорьевич Распутин с горечью говорил, что проблемы литературы сегодня связаны не с ухудшением качества писательского труда, а с изменением читательского восприятия. «Куда же девался читатель, если он прежде читал? Мы были самой читающей страной. Куда же девался читатель, если это действительно было необходимостью?.. Конечно, прекрасные книги будут читать. Это будет элитарный читатель, который никогда не забудет вкус к такой литературе и языку…».

Действительно, читатель стал другим, и хорошая литература перестала быть массовой. Ведь прежде всего от читателя зависит, «какая на дворе литература». И «золотой век» прозы, и «серебряный век» поэзии в русской литературе вызвал к жизни он, российский читатель, получая в них (в прозе и в поэзии) ответы на свои вопросы. В 60-х – 70-х годах прошлого столетия был невероятный всплеск интереса к художественному творчеству. Его стимулировала читательская потребность в интеллектуальной литературе, что получило отражение в условном разделении общества (а точнее, читательской публики) на физиков и лириков. Гранин, Аксёнов, Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина, Сулейменов… Этот ряд имён можно продолжать и продолжать.  Они были востребованы читателем. Значит, для того, чтобы литература хотя бы иногда являла значительные произведения, должны быть достойные ценители этого «продукта»: стихов, поэм, рассказов, повестей, романов, пьес… Хороший (талантливый) читатель – предтеча талантливого писателя. У них обоих должно быть чувство языка, развит вкус, чувство меры и такта, понимание друг друга. То есть речь идёт о развитии определённых способностей у читателя так же, как и у пишущего человека. Но время показало, – массовость и подлинная любовь к слову, к своему языку часто не совпадают. Впрочем, и в других сферах культуры – в музыке, в живописи и т. п. – дело обстоит так же. Поэтому цели и задачи литературного объединения – воспитать не столько писателя в чистом виде (хотя и от этого никуда не деться), сколько творчески обогащённого и понимающего читателя, ценителя красоты художественного слова и его знатока.

Произведения участников «Лиры» звучат на местном радио и ТВ, печатаются на страницах областных газет, в журналах «День и ночь», «Дальний Восток», «Юность», а в литературно-художественных сборниках «Сахалин» их творчеству посвящен целый раздел. «Лировцы» проводят творческие встречи в училищах, лицеях, школах, библиотеках, музеях, участвуют в проведении ежегодных Пушкинских праздников, в Днях литературы, организуемых министерством культуры Сахалинской области, Сахалинским отделением Союза писателей России и СахОУНБ

За годы работы «Лиры» вышло в свет около двух десятков сборников стихов и прозы молодых авторов. Среди них не только коллективные, но и авторские книги. Авторы «Лиры» принимают участие во многих литературных, региональных и всероссийских конкурсах. Около десяти «лировцев» в минувшие годы, а также руководитель «Лиры» получили звание лауреатов литературного конкурса Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств», проводимого Министерством образования РФ и Всероссийским Центром художественного творчества. Произведения этих молодых авторов вошли в итоговые сборники «Я вхожу в мир искусств»

Состав участников «Лиры» ежегодно обновляется, благодаря пропаганде деятельности литературного объединения, творческим встречам в библиотеках, училищах, школах, СахГУ и других вузах, поездкам в районы области. 

Руководитель л/о «Лира», член Союза писателей России Николай Антонинович Тарасов.